- Внедрение модели семантизации духовно-нравственных понятий и категорий на основе традиционных ценностей белорусского народа
Актуальность
Образование и воспитание – ключевые позиции, от которых зависит будущее как конкретного человека, так и целого поколения. Основными сферами жизни ребёнка, в которых происходит непрерывный процесс духовного и нравственного становления личности учащегося, являются семья, школа и Церковь. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. Проблемы духовного и нравственного становления личности обучающегося в каждой из названных сфер жизнедеятельности достаточно полно рассмотрены в педагогической теории и раскрыты в практикоориентированной деятельности. Ведь педагогика как форма духовного освоения мира вбирает в себя образовательный опыт поколений народа, ориентируясь на традиционные ценности, идеи, идеалы, выработанные в процессе своей культурной и социальной деятельности. Обогащению содержания и ресурсного обеспечения духовно-нравственного воспитания учащихся и молодежи за счет активного взаимодействия всех субъектов, представляющих разные структуры – семью, школу и Церковь, – способствует Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2020 – 2025 годы как документ планово-стратегического уровня. В Программе акцентировано внимание, что сфере образования, как никакой другой сфере, принадлежит приоритет в сохранении традиционных ценностей белорусского народа, которые сегодня рассматриваются как значимый ресурс образования и воспитания учащихся.
Одним из способов решения перечисленных ключевых задач является целенаправленное внедрение модели семантизации духовно-нравственных понятий и категорий на основе традиционных ценностей белорусского народа.
Данный информационный ресурс предоставляет материалы, полученные в ходе реализации инновационного проекта «Внедрение модели семантизации духовно-нравственных понятий и категорий на основе традиционных ценностей белорусского народа» (сроки реализации: 2021 – 2024) при научном сопровождении консультантов инновационного проекта - Пашкович Татьяны Фадеевны,методиста высшей квалификационной категории отдела профессионального развития центра развития дополнительного образования взрослых государственного учреждения образования «Академия образования»;Таяновской Ирины Владимировны, профессора кафедры риторики и методики преподавания языков и литературы Белорусского государственного университета, доктора педагогических наук.
Представленные материалы могут быть полезны педагогическим работникам учреждений общего среднего образования.
Результаты работы по реализации проекта
Системно-деятельностный подход к организации методической работы способствовал совершенствованию профессионального мастерства педагогов. Увеличилось количество воспитательных и факультативных занятий, занятий объединений по интересам, проведенных на оптимальном (84-100 баллов) и хорошем (65-85 баллов) уровнях.
Внедрение модели семантизации духовно-нравственных понятий и категорий на основе традиционных ценностей белорусского народа обеспечило становление позитивного социального и профессионального имиджа педагогического коллектива, на занятиях между педагогами и учащимися установлены доверительные отношения, важный показатель - положительное эмоциональное состояниеучащихся на занятиях, владение ими инструментами семантизации духовно-нравственных категорий.
Наблюдается положительная динамика в создании творческих продуктов учащимися по теме духовности и нравственности. На районный этап республиканского конкурса «Мир в душе- мир в стране» представлено 18 работ.В региональном этапе Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» приняло участие 8 учащихся, завоёваны один диплом первой степени и два диплома второй степени.
Повышена активность участия ребят в социально значимой деятельности: в апреле 2023 года в волонтёрской деятельности и социально значимых проектах и акциях принимало участие на постоянной основе 108 учащихся, в апреле 2024 года – 124 учащихся.
В ходе реализации инновационного проекта определена динамика результатов инновационной деятельности согласно разработанным критериям.
По результатам анкетирования учащихся можно констатировать положительную динамику в представлениях об исследуемых понятиях, достаточных для возрастной категории (в сентябре 2022 года имели четкие представления о духовно-нравственных понятиях и категориях 77 % учащихся, в апреле 2023 года– 91%; в апреле 2024 года – 97 %).
Учащиеся на занятиях создают и демонстрируют семантические ряды, кейсы на духовно-нравственную тему, творческие работы. Прослеживается положительная динамика в высоконравственных поступках учащихся по отношению к родным, одноклассникам, педагогам, окружающим людям. Во время учебных занятий, экскурсий, внеклассных мероприятий ребята активно интересуются историей и культурой страны и белорусского народа.
Созданная образовательная среда, способствующая формированию духовно-нравственного потенциала учащихся, позволила обеспечить творческое партнерство учащихся учреждения образования с учреждением культуры «Слонимский драматический театр» (участие актёра театра в подготовке спектаклей для школьного театра кукол «Батлейка») и ГУО «Слонимский центр творчества детей и молодёжи» (деятельность на базе школы объединения по интересам «Театр игры «Амплуа»).
Расширилось и обогатилось образовательное пространство за счет установления тесных связей с представителями Белорусской Православной Церкви (празднование православных праздников Покрова Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Христово Воскресение; День Семьи, Неделя нравственности и духовности, День Православной книги). На базе информационно-библиотечного центра школы работалклуб «СемьЯ». Было проведено совместное мероприятие с участием священнослужителей прихода храма преподобномученика Афанасия Брестского: круглый стол «Мир в душе – мир в стране». Продолжена практика участия в совместном социально-педагогическом проекте «Ёлка желаний» учащихся и представителей Белорусской Православной Церкви. В 2023 году в данный проект активно включились законные представители учащихся (18 человек).
Учитель русского языка и литературы, педагогический работник, выполняющий функции классного руководителя 8 «А» класса Городко О.А. обобщила опыт работы по формированию гражданской позиции учащихся через использование активных и интерактивных форм духовно-нравственного воспитания.
В работе «Духовность и нравственность – качества гражданина и патриота» представлены направления деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся: музейное краеведение, экскурсионно-туристическая деятельность, уроки духовного просвещения, волонтерское движение. Прилагаются разработки интерактивных экскурсий и уроков духовного просвещения. Работа представлена на XX республиканскую выставку научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи.
В журнале «Вестник образования» (№2-3, 2023) напечатана статья Городко О.А. по теме «Интерактивные формы работы музейного краеведения».
Педагогами-инноваторами созданы лэп-буки по темам «Добро», «Милосердие.Забота.Помощь», Благодарность», «Вера», «Трудолюбие», «Честность»; «Беларускіфальклор», «ЗнакамітыялюдзіБеларусі»,«О маме с любовью»; «Я з вогненнайвёскі»; «80 лет под мирным небом» (Приложение 13), которые активно используются при проведении учебных и воспитательных мероприятий.
Учителем начальных классов Борис Н.М. совместно с учащимися разработаны и созданы: копилка дидактических и настольных игры для учащихся 1-4 классов («Путешествие по Беларуси», «Учимся послушанию», «Вежливые слова», «Только хорошее», «Моя семья», «Добрые поступки», «Я люблю», «Продолжи пословицу», «Колесо добра», «Сундучок друзей», «Незнайка в Слониме» и т.д.).
Создана копилка разработок учебных занятий и воспитательных мероприятий духовно-нравственной направленности для учащихся и копилка сценарных разработок по работе с законными представителям.
В результате работы по темам педагогических исследований, созданы чемоданчики знаний: «Масленица», «Купалье», «Рождество Христово», «Покрова Пресвятой Богородицы»; интеллект-карты (логико-смысловые модели), кроссенсы для использования в воспитательных мероприятиях духовно-нравственной направленности и уроках русской литературы; театр кукол «Батлейка» (20 кукол), сценарии сказок и историй для театра (8).
⇒ Методическое обеспечение деятельности педагогов
⇒ Работа с учащимися
⇒ Работа с законными представителями
⇒ Аннотированный список литературы
⇒ Методические и дидактические материалы (Каталог инновационной продукции)